Восьмая нота
Он с детства был какой-то не такой:
Действительность воспринимал иначе,
Так чувствует, наверное, незрячий –
Внимая звукам, трогая рукой.
И в это состоянье погружён,
Мелодии всегда и всюду слышал:
Особенность, дарованная свыше.
И, как итог, стал музыкантом он.
Из инструмента извлекая звук,
Умел создать другое измеренье,
Дарил восторг, полёт и наслажденье
Искусными движениями рук.
Всегда имел у зрителя успех.
Так отчего ж в глазах была досада,
И что ещё ему для счастья надо?
Ведь жизнь текла без видимых помех…
Но дело не в наличии невзгод,
Другой вопрос его вконец измучил:
Как всё разнообразие созвучий
Вмещается в известные семь нот?
Должны ещё быть ноты, хоть одна!
Их много лет разыскивал упорно
Во всевозможных музыкальных формах.
Безрезультатно, помощь здесь нужна!
У мэтров музыки просил совет,
Где ноты отыскать, но всё напрасно,
Твердили знатоки единогласно,
Что «неизвестных нот на свете нет».
И вот однажды кто-то подсказал,
Что есть мудрец, решает все проблемы,
Наверное, не существует темы,
Которой бы он в тонкостях не знал.
Герой надеждой новой окрылён:
Вопрос всей жизни скоро разрешится,
И в руки попадётся нота-птица!
В жилище мудреца явился он.
Но тот ответа точного не дал,
Лишь подтвердил, что «нота есть такая,
Её услышать можно… не играя».
Не этого герой наш ожидал.
Он в тот же день забросил инструмент,
Своих коллег самозабвенно слушал,
Казалось – весь оборотился в уши,
А нужной ноты не было, и нет!
Пугал родных его болезный вид:
Осунувшийся, с бегающим взглядом.
Твердили, что ему лечиться надо
И спрашивали часто: «Что болит?»
А скоро сам он начал понимать:
Ещё немного – и дойдёт до края!
Амбиции подальше задвигая,
К мыслителю отправился опять.
На этот раз тот внял его мольбе
И заявил:
- Моим гостям сыграешь
И, я надеюсь, ноту сам узнаешь,
А не узнаешь – подскажу тебе.
Когда начать играть – подам сигнал:
Взмахну рукой. Ты приходи в субботу…
Герой не верил, что услышит ноту,
Которую мучительно искал.
И вот – суббота, тёмный кабинет,
Ряд стульев у рояля полукругом.
Общались громко зрители друг с другом.
Ну, как же так? В ответственный момент!
Он чувствовал, как стонет каждый нерв,
От напряженья становилось лихо,
Хотелось крикнуть: «Тихо! Тихо! Тихо!
Позвали вас сюда не для потех!»
Хозяин встал и громко объявил,
Что музыкант исполнит фугу Баха.
Герой наш замер в ожиданье взмаха.
Казалось – воздух в комнате застыл.
«Ну!.. Ну!.. Когда мудрец взмахнёт рукой?»
Но тот застыл недвижным истуканом,
Забыл про знак, иль пахнет здесь обманом?
А может это замысел такой?
Застыли гости, навострили слух,
Глазами музыканта поедая.
Установилась тишина такая,
Что у героя захватило дух.
«Ну!.. Ну!..» Он даже перестал дышать,
Чтоб тишину случайно не нарушить,
А та желейной массой лезла в уши
И!.. Начала по-своему звучать!
Вот нота, что так долго он искал!
Названье «ну» для ноты той подходит,
Она ему встречалась меж мелодий!
Загадочной истории финал!
01.06.16.
Хорошая, поучительная притча. +
OLEG
Классно, Танюша! Как всегда, мастерски!
События не всегда подконтрольны нам. Но мы всегда можем контролировать свое понимание этих событий и свою реакцию на них. "Iuppiter iratus ergo nefas".
Татьяна, читал, словно интереснейший детектив смотрел, стремясь к его финалу! Браво! Мне очень понравилось: легко и глубоко! +
Валентин Мечтатель
Как интересно у Вас, Татьяна, получилось! +++
Татьяна, ты неподражаема в этом жанре! Написано интересно и классно. А если говорить по существу содержания, то возникают вопросы к автору притчи. Звуки не ограничиваются семью нотами, так же как и картины не ограничиваются семью составляющими радугу цветами. В музыке существуют регистры, бемоли, аккорды и проч. ухищрения доведения числа звуков практически до бесконечности.
Я пишу, что диктует мне жизнь,
только чаще пишу вопреки ей.
Тишина, можно ли её считать восьмой нотой?
Интересно) и читать и сама идея. +
-пойдём вместе?! -куда? -пофиг, главное вместе
Татьяна, как хорошо Вас снова читать, заскучала по Вашим произведениям! Понравилась притча.+++++
Олег, Ирэна, Валентин, Алёна, Надин, Наталья - спасибо!
Юрий Дмитриевич, нужно специалиста, который музыке обучен. Мне кажется, что все эти знаки диезы и бемоли около известных семи нот октавы пишутся. Есть, по-моему, знак - пауза, где инструмент молчит... Притчу я в сети нашла, автор не указан... Спасибо, что прочли и оценили.
Аверина Татьяна.
Татьяна! Вы, как всегда, на высоте!
Он, видно, в ссоре с головою.
Видно, сам себе он враг.
Надо ж выдумать такое...
Во дурак!
С удовольствием прочитала!!!
Впечатлило!!!++++++++++++++
С уважением, Эдельвейс
Влад, Наташа - спасибо, что прочли!
Аверина Татьяна.
Татьяна, Вы - Мастер, как минимум равный, а порой, мне кажется, превосходящий вот это:
Булат Окуджава
Давайте делать паузы в слова,
произнося и умолкая снова,
чтоб лучше отдавалось в головах
значенье вышесказанного слова.
Давайте делать паузы в словах.
Давайте делать паузы в пути,
глядя на мир торжественно и строго,
чтоб дважды ненароком не пройти
одной и той неверною дорогой.
Давайте делать паузы в пути.
Давайте делать просто тишиНУ.
Мы слишком любим собственные речи,
и оттого неслышно никому
своих друзей при самой близкой встрече.
Давайте делать просто тишину.
И мы услышим в этой тишине,
Как далеко мы были друг от друга,
Как думали, что мчимся на коне,
А сами просто бегали по кругу,
А думали, что мчимся на коне.
Как верили, что главное придёт,
Себя считали кем-то из немногих,
И ждали, что вот-вот произойдёт
Счастливый поворот твоей дороги,
Судьбы твоей счастливый поворот.
Но век уже, как будто на исходе,
И скоро без сомнения пройдёт,
А с нами ничего не происходит,
И вряд-ли, что-нибудь произойдёт,
И вряд-ли, что-нибудь произойдёт
++++++++++
Люди как реки (Лев Толстой)
Татьяна, отлично у Вас получилось.
Анна
Поэзия — музыка души.
Вольтер
Инесса, спасибо за сравнение с таким мастером слова и музыки, как Окуджава. С удовольствием прочла его стихотворение. Оно само ложится на музыку, моё же в мелодию не уложить
Анна, благодарю!
Аверина Татьяна.
Тоже мысль мелькнула, что исполнит что-то невербально. Но как "взять" тишину? А финал вот каким оказался.
Знаете, Татьяна. Мне так это притчевское "Ну" слух резануло в конце такого великолепно написанного стихотворения! В прозаическом повествовании скорее всего эта "Ну" - даже эффектна, а стихотворение, на мой слух, к сожалению смазала. И Хозяин, блин, тот ещё "подлянщик" вышел. Практически подставил хлопца. Представил себя на его месте - отпинал бы после концерта умника.
Татьяна. Насладился мастерским исполнением. Ну и, спасибо вам, культурно обогатился.
+
... Ожог во лбу от выдумки неточной,
Мощь кофеина и азарт полночный
Легко принять за остроту ума ... (С)
Игорь, в притче вообще по непонятной причине ноту "му" назвали. Эта восклицательная частица, от интонации зависит вложенный в неё смысл. У меня она выражает нетерпение, но можно и по-другому прочитать. Сейчас знаками препинания попытаюсь сделать нужный акцент.
Рада вашему отзыву!
Аверина Татьяна.
С большим удовольствием прочитал!Очень классно!+++
Теперь, как музыкант, выскажусь Да, ноты, как и цифры, которых всего десять, имеют постоянное число - семь. Но, здесь я согласен с Митричем, когда мы прибавляем к любой цифре нолик, чило увеличивается в десять раз. И в нотах также. Каждая имеет свою гамму до октавы (октава уже восьмая нота). Но и все ноты, которые входят в гамму, имеют свою гамму также из семи нот. Это геометрическая прогрессия. К тому же еще есть диезы и бемоли (знаки). Это полутона, которые тоже имеют свою гамму, а еще параллельные тональности. Короче, это темный лес. Вариантов масса, как в шахматах. Уф, аж испариной покрылся. Спасибо, Таня, что заставили вспомнить. Музыка - это очень интересно.
Спасибо Инессе Мартын за Окуджаву. Я почему-то всегда думал, что это Макаревич. У него песня есть такая. Видать, прикололся с текста, зацепили стихи старого барда. Теперь буду знать.
Беспощадный душелюб и ненасытный людовед
https://m.youtube.com/playlist?list=PL7dML3iKEU3RoyENiUWwtJGyiRudOmWcL
https://ridero.ru/books/makhapskie_zemleologi/
Александр, вот спасибо за такой отзыв! Но по каким-то параметрам эти разные звуки поделены на семь... До-ре-ми-фа-соль-ля-си каждый знает. Может по длине волн? Надо в Интернете покопаться. Ещё раз спасибо, хотелось услышать мнение специалиста.
Аверина Татьяна.
Ох, ты ж!
С интонацией то как раз всё понятно - высоко надо брать (т.е. вот-вот свершится чудо), так и делал конечно ... Только всё равно "Ну" ("Му" тем паче), как имя ноты - не идёт ...
Татьяна. К вам без притензий. Из притчи Му не выбросишь. Так и запишем
... Ожог во лбу от выдумки неточной,
Мощь кофеина и азарт полночный
Легко принять за остроту ума ... (С)
Да, до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до(октава) - мы все их знаем. Это гамма тоники "До". Теперь берем секунду (ре), у нее будет своя гамма: ре-ми-фа(диез)-соль-ля-си-до(диез)-ре(октава). Как видим, здесь изменились две ноты. Ну, и так далее. Но эти две гаммы мажорные, а в мажорной и минорной гаммах тоже есть свое различие - всего в двух знаках: терция (третья нота) и квинта или секста (пятая на пол тона выше или шестая на пол тона ниже - это одно и тоже). Терция в миноре понижается на пол тона, а в мажоре повышается. Размер (длительность звучания) делится на такты. Еще есть всякие септаккорды, где доминирующей нотой должна звучать седьмая нота в гамме. Это сразу придает тональности специфическое звучание. Такие аккорды (еще уменьшенные или "минус девять" любят джазмены. Вот, если я хочу придумать соло в тональности "До мажор", я могу смело брать все чистые ноты, которые входят в гамму и не ошибусь)))
Беспощадный душелюб и ненасытный людовед
https://m.youtube.com/playlist?list=PL7dML3iKEU3RoyENiUWwtJGyiRudOmWcL
https://ridero.ru/books/makhapskie_zemleologi/
На ум пришло - "ну" рифмуем с "тишину".
Честно, я близко к тексту притчи не придерживалась, так что ноту можно иначе назвать)
Александр, какая сложная эта нотная грамота! Легче, наверное, китайский язык выучить)
Аверина Татьяна.
Пожалуйста, Саша! Я конечно, слышала эту прекрасную песню, но всегда знала, что автор её текста Булат. А вот как она звучит в исполнении Жанны Бичевской, группы "Сплин" и других исполнителей:
http://muz-muz.net/storage/%D0%9E%D0%BA%D1%83%D0%B4%D0%B6%D0%B0%D0%B2%D0...
Солидарна! Ваши произведения, Таня, делают духовно богаче всех нас - сосайтовцев. Недаром в русском языке слова Бог и богатство имеют один корень.
Люди как реки (Лев Толстой)
Самый громкий крик - тишина...
не зря так говорят.
Отличный стих, Татьяна!
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"
Александр, а Вы сейчас на каком языке говорили?
Всегда удивлялась такому дару, как музыкальный слух и таланту во всем этом разбираться)
-пойдём вместе?! -куда? -пофиг, главное вместе
Вы не поверите, я сам до всего докапывался и ни в какие музыкальные школы не ходил. Единственное, что не умею - это играть по нотам и читать партитуры. Вернее читаю, но очень-очень медленно. А что это дает? Это дает самое главное - можно человеку передать мелодию незнакомой песни. То есть, если я просто расставлю над строчками аккорды, никто никогда не поймет, какая у этой песни мелодия. А партитура как раз рассказывает про это и указывает, сколько должна звучать каждая нота. Вобщем - да, легче, наверно, китайский выучить. Но, если чего-то сильно хочешь, терпение и труд всё перетрут)))
Беспощадный душелюб и ненасытный людовед
https://m.youtube.com/playlist?list=PL7dML3iKEU3RoyENiUWwtJGyiRudOmWcL
https://ridero.ru/books/makhapskie_zemleologi/
Послушал, классно! Каждый исполнил в своей манере, по-свойски.
Беспощадный душелюб и ненасытный людовед
https://m.youtube.com/playlist?list=PL7dML3iKEU3RoyENiUWwtJGyiRudOmWcL
https://ridero.ru/books/makhapskie_zemleologi/
Да, этот тарабарский язык лучше начинать учить с пяти лет, тогда годам к тридцати что-то начнешь понимать. Я начал в 14-ть и до сих пор не всё понятно. Мне, как дилетанту, в большинстве своем очень интересна техническая сторона исполнения, а в частности извлечение звука. Это большое искусство - играть чисто и без ошибок, не задевая лишние струны
Беспощадный душелюб и ненасытный людовед
https://m.youtube.com/playlist?list=PL7dML3iKEU3RoyENiUWwtJGyiRudOmWcL
https://ridero.ru/books/makhapskie_zemleologi/
Отлично написано и с интересом читается, но согласен с Игорем, название ноты "ну", не впечатляет и снижает эффект от концовки стиха. Мне вот, к примеру, нота "тишина" или "тихо" многое объяснила бы..."тиха украинская ночь..." - звучит +
Waldemar
Таня! По стихосложению - отлично. +++
Но я, честно говоря, ожидал иной концовки..
хотя идея о том, что самая прекрасная музыка - это музыка тишины, имеет право на существование.
Кремнёв Игорь
Да нет же! Не тишина, а именно НУ, предчувствие, вздох перед последним рывком к шедевру - главное в этом стихе. Татьяна, это лучшее, что я читала у Вас, это вершина, Эверест.
Плисецкая танцует Болеро Равеля/Бежара
https://youtu.be/sc_DuM8h6wU
Люди как реки (Лев Толстой)