07. Студенческие истории. Языкознание
Первое и основное правило поведения на экзаменах - не молчать ни при каких обстоятельствах, говорить о том, что знаешь, если не можешь ответить по билету, я уяснила ещё с первого курса, когда на экзамене по языкознанию, вытянув билет, поняла, что знаю ответ только на один вопрос.
Экзаменатор - доцент из Питера Руфина Дмитриевна Шепелева приехала писать диссертацию о биллингвизме - одновременном употреблении двух языков, и попутно преподавала свой предмет. Она очень приветствовала наличие собственного мнения, даже если оно не подтверждалось ничем, кроме утверждений самого студента, и всячески поощряла малейшее творчество, касающееся обожаемого ею предмета.
Экзамен по языкознанию стоял последним в графике первой летней сессии. Мы очень устали, пять экзаменов были сложными, а шестой, заключительный - самый трудный, и сил на него почти не осталось.
Изнывая от жары, мы с девчонками лежали с учебниками по своим кроватям в комнате общежития. Из нас четверых, двое - я и Наташа, сдавали языкознание, а Лариса и моя тёзка - педагогику.
- Гляньте на Лорика! - захихикала Ирина. - Она уже спит со своим любимым мужчиной.
- О, никто не сравнится с товарищем Бабанским! - поддержала разговор Наташа. - Он умеет усыплять, как никто другой.
Лариса, прижав к груди учебник по педагогике под редакцией профессора Бабанского, мирно посапывала, не слыша наши хиханьки.
Через некоторое время Наташа, углубившись в чтение учебника по языкознанию, спросила меня:
- Ир, а что такое "диэреза"*?
- Не знаю, - отмахнулась я.
И зря, совершенно зря. Не увидела я в вопросе подруги знака судьбы.
И вот я тяну билет. И первым вопросом в нём стоит та самая противная "диэреза", о которой я не имею ни малейшего понятия. Даже, что она обозначает, не знаю. Даже приблизительно. Ноль.
Руфина Дмитриевна на своём экзамене для студентов - Аргус* и Цербер* в одном лице - ни списать, ни спросить, ни шелохнуться, ни вздохнуть - всё под неусыпным оком строгого преподавателя. Поэтому, "оставь попытки, всяк к ней входящий" - грустно думаю я, смотря в билет. Сев на своё место и прочитав все вопросы, понимаю, что я не готова отвечать.
Начинаю думать, как выкрутиться. Можно отказаться отвечать, а через пару дней пересдать. Многие так делают. Но доцент Шепелева ох, как не любит этого. Можно попросить перетянуть билет, но тогда снизит оценку. И где гарантия, что снова не попадётся какая-нибудь диэреза? Что ж, придётся говорить о том, что знаю, другого выхода нет.
И вот передо мной - проницательные заинтересованные глаза немолодой, очень приятной женщины. Она в ожидании достойных ответов, потому что её предмет самый лучший, самый интересный, самый важный для студента филологического вуза. И ничего, что все преподаватели так думают о своих предметах, сейчас важно только языкознание.
Я, набрав воздуха в грудь, начинаю нести языковедческую околесицу. Зная, что доцент из России очень любит сравнения разных языков, иду с козырной карты: сравниваю слова в русском, украинском, английском, немецком, латинском (не зря же целый год его учила), припоминаю попутно что-то из немного знакомых (соседки по комнате с французского отделения) - французского и польского. В глазах преподавателя - блеск и одобрение. Разговор плавно утекает от вопроса в билете. Мы так увлеклись, что проговорили "обо всём и ни о чём" минут десять-пятнадцать. И тут Руфина Дмитриевна задаёт мне странный вопрос:
- Вот вы, студентка, сравнивали разные языки. А можете сказать, какой язык можно назвать идеальным? И есть ли такой вообще?
Я припоминаю, что такого мы не обсуждали, точно, память у меня была тогда отличная. И не читала нигде о таком. То есть, вспоминать нечего. Так как извлекать неоткуда, мозги быстро начинают работать, и я вдруг выдаю ответ, который мне и самой показался странным. Было ощущение, что вовсе не я его произношу, а кто-то мне вложил в уста:
- Наверное, идеальный язык тот, в котором совпадает произношение и написание, а слова имеют только одно значение.
После этих слов экзаменатор, ничего не отвечая, открывает мою зачётку, изучает оценки за обе сессии - зимнюю и летнюю и начинает меня ругать:
- Как вам не стыдно, студентка!
Я, ничего не понимая, вопросительно смотрю.
- У вас есть "четвёрки"! А у вас должны стоять одни "пятёрки"! Идите, и в дальнейшем не забывайте мои слова! - она протягивает зачётку и я, даже не поблагодарив от шока, выхожу.
В коридоре меня ждёт подруга, Аллочка, однофамилица преподавателя:
- А у меня "отлично"! - хвастается она (кто бы сомневался). - А у тебя что? - и выхватывает зачётку. - "Хорошо." А чё так?
- Да я вообще ни на один вопрос не ответила, - не веря своему счастью, произношу я.
*Диэреза – звуковой процесс в области согласных, имеющий ассимилятивную или диссимилятивную основу
*Аргус - бдительный страж, в греческой мифологии вечно бодрствующий великан, имевший множество глаз, единственная пара из которых спала
*Цербер - злой, свирепый надсмотрщик (в древнегреческой мифологии: злой пёс, охранявший вход в ад)
Отличный рассказ, Ирочка! Наверное, каждый студент, хоть раз, побывал в похожей ситуации! ++++++++++++++
Да-да, помню эти кошмары - экзамены.
События не всегда подконтрольны нам. Но мы всегда можем контролировать свое понимание этих событий и свою реакцию на них. "Iuppiter iratus ergo nefas".
Как пить дать, Света, однозначно
Не говори Богам, что ты в беде. Скажи беде, что ты с Богами.
Такое разве забудешь? Ирена
Не говори Богам, что ты в беде. Скажи беде, что ты с Богами.
Тоже это хорошо усвоил!
И не только в институте. У врачей каждые пять лет проходит аттестация, где надо предстать перед солидной комиссией специалистов областного уровня и отвечать на вопросы...
Интересный рассказ
и познавательный к тому же!
(+)
OLEG
А вопросы только по профилю?
Очень рада, что вам понравились мои воспоминания. Олег
Не говори Богам, что ты в беде. Скажи беде, что ты с Богами.
Хороший рассказ, и правило верное. +++
Ольга
Секрет покоя заключался в наипростейшей из идей: не принимайте близко к сердцу ... людей.
Оля, рада видеть тебя на моих "мумуарах"
Не говори Богам, что ты в беде. Скажи беде, что ты с Богами.
Ну... и это не каждому дано.) Это талант своеобразный.)
+++!
Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и — глупыми, чтобы они могли любить мужчин.
(Фаина Раневская)
Зав годы тренировок все мало-мальски учатся этому. Оля, рада тебя видеть в гостях
Не говори Богам, что ты в беде. Скажи беде, что ты с Богами.
Получается это продолжение рассказа, а я пока с ним не знаком. +++
Илья.
Илья, это всё отдельные самостоятельные истории о студенческой жизни, ничем особо не связаны. Просто отрывки студенчества моего)))
Не говори Богам, что ты в беде. Скажи беде, что ты с Богами.
Мне понравилось. Сама почувствовала себя, как на экзамене)))
В основном да, по профилю, правда, есть обязательные: на актуальные темы, СПИД, например, или туберкулёз... Тогда могут спросить и гинеколога про туберкулёз...
А ёще раньше, при советской власти, спрашивали у всех решения партийных съездов
OLEG
Алла, очень рада твоему отклику
Не говори Богам, что ты в беде. Скажи беде, что ты с Богами.
ну, а как же без этого, никого не вылечишь
Не говори Богам, что ты в беде. Скажи беде, что ты с Богами.
Отличный рассказ - захватил внимание и не отпускал до конца. А это главный критерий.
Ирина, так вы филолог-профи. Ну тогда увидеть Вас в полный рост я уже не смогу - голова так не запрокидывается.
+
Спасибо огромное за добрые слова
да ладно, я тоже иногда делаю ошибки)))так что не надо меня на пьедестал запихивать, мне и так хорошо
Не говори Богам, что ты в беде. Скажи беде, что ты с Богами.
Сонце, чесна, это празник
Безнадёжная
Чесна-пречесна? Тогда с праздником, Мишка!
Не говори Богам, что ты в беде. Скажи беде, что ты с Богами.
Взаимно! Ну, за диерезу
Безнадёжная
Ну ее, такое слово противное Лучше просто за нас!
Не говори Богам, что ты в беде. Скажи беде, что ты с Богами.