03. Как называется эта бурная река?
Кузнецом работает дедушка Хабрай. Полное его имя, видимо, Хабибрахман, но у татар издавна для удобства принято сокращать старинные имена.
Его домик с синими наличниками окошек стоит в начале следующего проулка.
Проулок Хабрая - совсем другой! Он широкий и проезжий: тут ездят конные повозки и редкие машины. Ни о какой пыли нет и речи, все утоптано и отбито ногами прохожих и лошадиными копытами.
Зато возле самого дома старика Хабрая и еще в середине проулка растет по большой старой иве. Когда мы спускаемся на центральную улицу, идя в гости к тетке, отцовой сестре, папа тянет руку и срывает мне веточку с чудесно пахнущими сережками, желтыми и пушистыми. Видно, давно Хабрай посадил эти ивы, что они выросли такими могучими. Летом они «плачут» соком и источают тонкий запах, осенью роняют изящные тонкие листья на тропинку. Значит, любил деревья молодой кузнец! Он и сейчас еще статный, красивый, черные усы почти без седины украшают улыбчивое лицо.
Если мы проявляем непокорность и отказываемся выполнять какой-то ее приказ, наша дэу эни* пугает нас:
– Вот за Хабрая замуж пойду – будете тогда знать!
Говорит она грозно, а сама прячет улыбку: куда бы Хабрай дел свою Шамсикамал, интересно? Надо сказать, что «хозяева» обоих проулков - высокие, крупные мужики, а жены их – маленькие тихие старушки, глуховатая Минкамал у Ахматхан бабая и совсем уж крохотная, ровно в половину мужниного роста, Шамсикамал у Хабрая.
Уютная, тихая жена Хабрая выйдет за ворота на минутку и опять уйдет хлопотать, и никто не слышал от нее громкого слова. Вместе супруги нигде не показываются, живут тихонько и неслышно. Видимо, ладят.
А когда идешь мимо дома Ахматхана, он всегда громко и сварливо что-то кричит во дворе своей старухе, та ворчливо оправдывается. Шумят – значит, живы и здоровы старички! Зато Ахматхан бабай, задрав голову в черной тюбетейке, постоянно сам ходит с двумя большими ведрами за водой на колонку, за что давно получил от нашей языкастой бабушки прозвище "поши". Я по радиопередачам знаю, что это слово обозначает лося, поэтому удивляюсь:
- Дэу эни, а что это значит - поши?
- Это когда мужик бабью работу выполняет! - отрезает бабушка и не дает больше никаких пояснений.
Она сама осталась вдовой в войну и, может быть, в душе немного завидует неженке Минкамал: той и за ворота не надо выходить, даже покупки делает муж! Но Ахматхан нашей дэу эни все равно не по нраву.Бабушка привыкла жить хозяйкой в своем опрятном домике. Что не по ней – сразу предъявит претензии и дочкам, и зятьям! В жизни бы она не подчинилась чужому старику. Однако шутит с нами не про Ахматхана же, а именно про красавца Хабрая! А мы, мало что понимая во взрослых делах, по-настоящему пугаемся бабушкиного "замужества"и тут же кидаемся выполнять ее задания.
Сегодня дэу эни не до нас, она ушла в гости к подруге. Мы, еле расчесав запутанные за ночь волосы, отправляемся все в той же сплоченной компании к речке. Идем по проулку Хабрая, по которому он сам каждый день рано утром спускается вниз к старой кузнице. Надо пройти мимо ивы на углу, потом мимо другой ивы, перейти главную улицу, по которой, гремя и нещадно пыля, проезжают грузовые машины. Нижняя часть проулка – это уже и не проулок, а целая улица. Слева и справа отстроены дома, а в тупике справа расположился конный двор. Удобно – чтобы подковать коней, надо только немного спуститься к реке – и вот она, кузница. Почерневший от старости сруб из старых бревен стоит на большой ровной площадке, по краям - заросли крапивы, конопли и пустырника. Уже издалека слышны удары молота и пристукивание маленького молотка:
- Туки – тук! Туки-тук!
Ритм не нарушается до тех пор, пока кузнец и его помощник не увидят, что металл остыл или что нужная форма уже готова. Мы, разинув рты, стоим в раскрытых воротах кузницы и пожираем глазами происходящее. Вот подмастерье хватает огромными щипцами раскаленный кусок железа и сует его большой чан с водой. Раздается шипение, вода начинает бурлить и от чана поднимается пар! На наших глазах красное от жара железо становится серебристо-серым! Ух ты, это же подкова!
Дед Хабрай тем временем вытирает пот и улыбается нам сквозь усы. Шутка его нами давно выучена, но каждый раз заставляет смущенно поеживаться:
- Кызым**, ты чей же сынок будешь?
Сестренка молчит. А я, бука, потупив глаза, монотонно отвечаю:
- Я не сынок, я же девочка…
Сестренка тут же оживляется и звонко говорит, глядя прямо в улыбающееся лицо кузнеца:
- Ты что, не видишь? Мы же девочки!
Хабрай бабай деланно изумляется. Подмастерье уже заново раздул большой горн и нагрел на пламени следующую заготовку. Мы зачарованы видом огненно-алого, совершенно сказочного куска железа – такой цвет можно увидеть только в небе, во время особенно красочного заката! Он неописуемо прекрасен!
А какой в кузнице запах! Его ни с чем не спутаешь: пахнет углем и дымком, но не дровяным, а тем особенным угаром, который может появиться только от горячего железа при его соприкосновении с водой.
Кузнецы работают, не обращая на нас внимания. Они никогда не прогоняют нас, и мы долго наблюдаем, как подковывают приведенного с конного двора гнедого. Его темно-коричневая шкура лоснится, словно вымытая. Пофыркивая, он поводит красивой головой, шея напрягается, и на ней выступают жилы. Старый конюх в картузе под уздцы заводит его в специальное стойло рядом с кузницей: это сооружение из четырех тонких столбов, которые поперек с трех сторон перетянуты жердями. Вводят в него коня с открытой, четвертой стороны, но потом закрывают ее поперечной жердью или доской. Теперь конь в клетке.
- А ему не больно? – спрашивает Рима, глядя на кузнеца, который клещами снимает старую подкову с заднего копыта, согнув лошадиную ногу в колене и прижав ее к себе.
Тут самый авторитетный человек, конечно, ее брат! Риф пренебрежительно смотрит на сестренку и заявляет:
- Нет, конечно! Наоборот, копыта стираются на камнях! Представляешь, сколько эта лошадь в колхозе перевозит зерна или муки!
Мы молчим. Тем временем кузнец трудится над копытами, обрезая с них старые ороговевшие края. Гнедой стоит спокойно: видимо, для него это привычная процедура. Когда кузнец начинает прибивать первую подкову , мы невольно вздрагиваем и снова смотрим на Рифа. Он словно не обращает на нас внимания, разглядывает коня.
- Смотрите, какая грива густая! – говорит он. – Из такого волоса кисточки делать хорошо!
Мы отвлекаемся, да и конь стоит смирно. Это нас успокаивает. Дождавшись окончания перековки, плетемся домой. Но тут слышим бодрый голос Хабрай бабая:
- Эй, сынок, оглянись-ка! У тебя задняя нога потерялась, подбери!
Эх, зачем только мы сразу повернулись в его сторону! Подвох был в следующих словах, а мы простофили! Теперь кузнец с подмастерьем долго будут над нами хохотать!
Но мы не в обиде. Никто из взрослых не терпит так долго наше присутствие на рабочем месте, никто так беззлобно не шутит с нами, как старый кузнец. Мы с радостью тащим домой драгоценности – старые прямоугольные гвоздики для подков, крохотный блестящий кусочек каменного угля. Через день-два забудем, куда их положили, но сейчас эти трофеи для нас бесценны.
Лето проходит незаметно. Первого сентября кто-то из нас идет в школу, остальные – в детсад. Мы растем, не замечая этого. Для беспечных прогулок времени остается все меньше, но тем они дороже для нас.
*Дэу эни - бабушка, дословно " старшая мать"(тат.)
**кызым - обращение к девочке, букв. "дочь моя" (тат.)
Лиля! Читаю всё с тем же интересом. Жду продолжения! ++++++++
пропустили В
А хочется иногда вернуться в детство....
Прекрасный теплый рассказ+++
Друг Женя, спасибо!
Аллочка, лучший читатель тот, кто хочет тебе помочь! Огромное вам спасибо, я как раз правила недочеты, на которые вы указали.
Какое чудесное у героини детство! +++++++++
Аверина Татьяна.
Татьяна, да! Главное - оно с сестренкой у нас общее! Если у вас было иначе, очень жаль. Спасибо за прочтение!
как всегда - уютно, по-доброму и с огромной теплотой. Спасибо, Лиля!
Не говори Богам, что ты в беде. Скажи беде, что ты с Богами.
Когда маленьким был, меня тоже этот вопрос всё время беспокоил
С интересом читаю (+)
OLEG
Ирина, Олег, спасибо, что нашли для меня время! Я вам так рада всегда.
Прекрасный самобытный рассказ о деревенской жизни! Всё нарисована как на яву! +++
Илья.
+
Копыта, это всего лишь отросшие ногти как у нас на пальцах.
У лошадей, остался один, средний, остальные редуцированы.
Искатель
https://www.newauthor.ru/blogs/tulskij
Тут все мои творения.
Да с аннотацией.
Илья, вы всем пишете только приятности? Ну спасибо вам!
А Вам, Лилия, хочется слышать неприятности? А что я мог бы сказать автору, который пишет гораздо лучше меня? В грамматике я очень слаб, в стилистике пожалуй не лучше. Бывают рассказы, которые мне кажутся, например, скучными, но я то понимаю, что лет пять или десять назад этот рассказ мог меня просто очаровать. Я практически не читаю фэнтези, потому, что это зачастую полная пустота. Однако Ирена тоже называет свои рассказы фэнтези и это просто великолепно. Я опасаюсь ужасов, но вот последний рассказ Яны я не мог не прочесть, он написан прекрасно. А предыдущий я что должен был диктовать автору чтобы он ублажал именно мои вкусы? Вам про данную работу могу сказать лишь одну неприятность: повествование тянется на почти одной ноте и это не нравится читателю. Но опять же лет двадцать назад это могло мне показаться шедевром! Я ЧИТАТЕЛЬ и моё мнение объективно лишь лично для меня!
Илья.
Вот, вытянула все-таки замечание! Это же здорово! А просто хвалить друг друга - это не дает нам роста, правда же? И всегда пишите правду, глядишь, что-то можно еще исправить. Я с вами согласна, потому скорее спешу завершить рассказы, чтобы не надоесть окончательно!
А фэнтези, ужасы и мистику я абсолютно так же не читаю. Мне жаль тратить драгоценное время на это, хотя совершенно признаю, что талантов в этих жанрах полно и все молодцы.
Лилия! Видите как интересно получается! Многие пишут целые книги ни о чём и им это нравится. Но есть и читатели читающие это, и им это тоже нравится. Что писать и сколько писать должен решать автор. Пока он считает, что ему есть что сказать пусть пишет. Но и у читателя есть право - читать или нет. Они оба правы! А если автор начинающий то лучше его похвалить. Если он не дурак сам начнёт исправляться. Хотя некоторых понять трудно - пишут в пустоту и не останавливаются.
Илья.
Вы, Илья, прямо теоретик писательства!
Да, новичку поначалу непросто на сайте. Порой кому-то невыносимо может быть. Но ведь культуру общения никто не отменял. Мне бы хотелось на сайте сохранить эти милые цветочки и комплименты. Они совершенно не мешают давать поправки, варианты и указать на ошибки! Разумеется, без нажима, не безапелляционно. И я счастлива, что тут много моих единомышленников в этом вопросе. Я ж не зря чувствую в вас родственную душу. Спасибо вам за беседу, моя сестра Эльза - та самая - в таких случаях говорит:" Как меду напилась!"
Та самая из данного рассказа? Я понимаю, что Вы пишете о себе. И деревня хоть и татарская, но всё в ней знакомо - эту самобытность я знаю не по наслышке.
Илья.
Видимо, я могу только описывать то, что вижу! Ну ладно, так тоже пойдет!
Ведь жизнь такая, что можно даже ничего не придумывать - почти про каждого можно написать роман.
Вадим, пропустила ваши пояснения! Спасибо за информацию и за отзыв!
"Лошадиная" тема вам близка, я читала ваши зарисовки, жду продолжения!
Замечательно описана сцена в кузнице! Не согласна с Ильей, что повествование на одной ноте - при современных бешенных ритмах жизни так хочется иной раз покоя!
Hе тoт нacтoящий мyжчинa, кoтopый cpaжaетcя c дpaкoнoм зa тебя, a тoт, ктo ocтaётcя c тoбoй, кoгдa дpaкoн этo и еcть ты ("Рассказано").
На вкус и цвет товарища нет, Аня. А потом еще от настроения зависит порой наше восприятие. Все же субъективно.
Благодарю вас за внимание. Буду рада конструктивной критике.
+ Интересный рассказ
http://www.newauthor.ru/users/khoroshkov-aleksej
Алексей,
+ Очень яркие образы. И опять на душе стало тепло после прочтения этой главы. +
Даша, не видела ваш отзыв. Большое спасибо!