02. Московские зарисовки. Красота спасёт мир*
Дорогие друзья, идея этого рассказ возникла у меня давно – после того, как многие читатели первой части «Зарисовок» посоветовали изменить их вектор и рассказать о достопримечательностях и культурной жизни столицы вместо того, чтобы кого-то там «перевоспитывать». Оставим ненадолго в покое хамов из очерка 01. и поговорим о красоте, хорошо? К большому несчастью, моя публикация пришлась на чёрный для планеты день. Ужасные новости о чудовищном теракте в Ницце, унёсшем десятки жизней, в том числе и наших соотечественников. Но я пока не готова написать, что думаю об этом, слишком велика боль, и слишком мало данных для безпристрастного анализа и выводов. Поэтому – Красота. Оговорюсь сразу, что в названии рассказа заложена некая не провокация, нет, – намеренно неточное цитирование расхожей фразы из классика, которую все, конечно, слышали не раз, но порой не задумывались, о чём здесь речь. Природа? Искусство? Отношения? Хочу поговорить о женской красоте, как частном случае прекрасного, но в конце раскрою карты: что же имел ввиду сам Фёдор Михайлович.
Итак.
В этом году апрель в столице выдался чудесным: солнечный, тёплый, безветренный. В один из выходных дней мы с семьёй побывали в моём любимом Государственном Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, проще говоря – Пушкинском музее. В детстве сюда приводил отец. Повзрослев, я не переставала заглядывать в ГИМИ одна или со спутниками. Позже мы с маленьким сыном посещали курс Истории ИЗО. Знаю каждый зал, почти каждый экспонат.
И конечно, не могла пропустить такое событие, как выставка «Олимпия» Эдуарда Мане из собрания Музея д'Орсэ (Париж). Репродукции знаменитой картины прославленного художника, в своё время наделавшей много шума во французском обществе, я видела не раз. Оригинал – впервые. Организаторы сотворили для пяти экспонатов: самой «Олимпии» Мане, ещё двух выдающихся полотен: «Венеры» Поля Гогена, «Форнарины» Джулио Романо и двух мраморных скульптур – идеальное культурное пространство.
Небольшой затемнённый зал, обитые чёрным бархатом стены, тишина, и лишь умелая подсветка шедевров, каждый из которых сам по себе излучает сияние.
В центре зала и внимания зрителей – Олимпия. Дерзкая и почти надменная обнажённая красотка, возлежащая как в волшебной перламутровой раковине на ослепительных шёлковых простынях. Француженка! Парижанка. Предмет мечты любого мужчины во все века. Отрешённое юное лицо. Из одежды: кокетливая ленточка на шее, на точёных ножках – изящные домашние туфельки. Гармоничная, но чуть небрежная причёска. Негритянка-горничная с корзиной изысканных цветов от поклонника, конечно. Кто героиня, и кто – поклонники? Любой искусствовед или экскурсовод скажет, да и слов-то не нужно, чтобы понять: дама с камелиями, куртизанка, попросту говоря, – ночная бабочка, жрица продажной любви. Заходи и плати. Бери красивое тело, но – не душу! Сердце она оставит при себе или отдаст по собственному выбору, ясно каждому зрителю.
А вот совсем другая картина, и от неё тоже взгляд не оторвать. «Венера»? Немного смешно. Такое условное название ещё один французский живописец – Поль Гоген – дал портрету своей возлюбленной из Полинезии. Он написал его в иной гамме, чем Мане, – чувственно-мягких: жёлтых, охристых, светло-оранжевых, нежно-кофейных тонах с вкраплением зелени тропических растений. И пропорции тела девушки другие, и выражение красивого широкоскулого лица, раскосых глаз с поволокой. Аксессуары: лишь местный экзотический веер и белоснежный платок. Его, скорее, художник, чтобы подчеркнуть тёмный оттенок её кожи – вложил модели в руку, чем она сама взяла из стыдливости – прикрыть наготу. Но поза – та же, что у француженки: «Я прекрасна, нет сомнений». Языческая богиня, целомудренная в своём единении с Природой.
И так ли уж далеко ушла от неё – полинезийской Венеры – европейская красавица? Женская красота – выше условностей любого общества: первобытного или цивилизованного, выше морали, выше – порока. Ибо где есть Красота – там гармония, а пороку места нет. Спасёт ли она мир? По меньшей мере, не даст ему сойти с ума, пока существует – Женщина.
Вот какие мысли посетили меня на выставке «Олимпия» в ГМИИ имени А.С. Пушкина. Всем моим – мужу и обоим детям: дочери и сыну – выставка тоже понравилась, но так «глубоко» они «не копали». Поэтому делюсь с вами.
15.07.16
* "Красотою лика Христа мир спасётся" (Ф.М.Достоевский, роман "Братья Карамазовы").
Но это будет уже совсем другая история.
Франция, мы скорбим вместе с тобой.
Люди как реки (Лев Толстой)
Спасибо, Инесса! Очень интересно! Мне не довелось побывать на этой выставке к сожалению.
Я пишу, что диктует мне жизнь,
только чаще пишу вопреки ей.
Ну вот и заглянули на выставку, Митрич А мнение о картинах можете составить собственное. Спасибо!
Люди как реки (Лев Толстой)
С удовольствием побывала с Вами в Пушкинском музее!!!
Жду продолжение...+++++++++
С уважением, Эдельвейс
Напишу. Спасибо, Наташа!
Люди как реки (Лев Толстой)
Весьма интересно.
А о самой Москве можете что-то рассказать? О вашем районе? Его истории с фотками.
События не всегда подконтрольны нам. Но мы всегда можем контролировать свое понимание этих событий и свою реакцию на них. "Iuppiter iratus ergo nefas".
Вряд ли смогу. Одно могу сказать: женщины Рембрандта мне более по вкусу ))).
Я пишу, что диктует мне жизнь,
только чаще пишу вопреки ей.
Хорошие мысли вас посетили на выставке.
Всё могу, если захочу, Ирена. Заказ был: про центр города, и с Францией совпало. Я давно про выставку хотела написать, но ленилась. Последние события - теракт в Ницце - подтолкнули. Про район - лучше Митрича спросите, он здесь уже полжизни прожил, я новосёл по сравнению. А про ХЗБ - Влада. Он, наверное, лучше меня знает: в Инете изучил. Заодно и сами увидите, что за место гиблое такое - Ховринская Заброшенная Больница. Я про ужасы не люблю писать.
А липы у нас уже расцвели, только я опять на даче. Спасибо!
Люди как реки (Лев Толстой)
Угу ))) "Шубка" (портрет жены художника Саскии) мне самой нравится. Особенно - шуба. А точно Рембрандта с Рубенсом не перепутали, Митрич? И к лучшему! Мне Кустодиевские купчихи по духу ближе: уж больно они аппетитно чаи гоняют.
Люди как реки (Лев Толстой)
Плохие стараюсь отгонять. Спасибо, Николай!
Люди как реки (Лев Толстой)
Возможно и перепутал, я не больно-то этим увлекаюсь. Но вот Чюрлёнис меня весьма увлёк. Неоднократно бывал в Каунасе и каждый вечер проводил в его музее.
Я пишу, что диктует мне жизнь,
только чаще пишу вопреки ей.
Ни в Чюрлёнисе, ни в Каунасе не довелось побывать. )) И теперь, наверное, уже и НЕ.(( Сил и желания бы хватало по Москве передвигаться, эх... Далеко не всегда.
Люди как реки (Лев Толстой)
Кривовато, один только волк неплохо получился. И да - что случилось с красками на правой картине? Это точно Полинезия, а не лесок у химического завода? А слева, у горничной, кстати, сколиоз.
Он, видно, в ссоре с головою.
Видно, сам себе он враг.
Надо ж выдумать такое...
Во дурак!
Влад, вы надо мной издеваетесь или над художниками, не поняла? Если надо мной, ладно, переживу. И ты, Брут? Но Мане и Гогена - не трожь! Это Полинезия, Гоген туда из Франции уехал, где таможенником работал, к природе, экзотике и доступным язычницам поближе. Волков там нет, это буйвол на картине КМК местный, парнокопытное в общем. А горничная...
Да что я тут с вами. Разводите меня, как ребёнка, а я - он и есть.
Вам понравилось?
Люди как реки (Лев Толстой)
Над художниками. Не издеваюсь, а критикую.
Я знаю.
Тогда он плохо получился.
И в мыслях не думал.
Щас...
Он, видно, в ссоре с головою.
Видно, сам себе он враг.
Надо ж выдумать такое...
Во дурак!
Думайте - думайте. А я пока зайду в свой старый стих про Пикассо. Вот там дискуссия развернулась! Как меня только вместе с Пабло ни троллили. Щас распугала что ли всех, или не время? Ну, и к лучшему, в смысле, что не троллят.
Люди как реки (Лев Толстой)
Дайте ссылку на стих, как найдёте.
Он, видно, в ссоре с головою.
Видно, сам себе он враг.
Надо ж выдумать такое...
Во дурак!
Интересно написано, Инесса. Давайте еще.
Ольга
Секрет покоя заключался в наипростейшей из идей: не принимайте близко к сердцу ... людей.
Интересная выставка была, спасибо, Инесса!
https://www.youtube.com/channel/UCckxPqr4d8cPte95PoWBgcw
Инесса! Плюс вам за вашу улыбку!
Он, видно, в ссоре с головою.
Видно, сам себе он враг.
Надо ж выдумать такое...
Во дурак!
"Пабло Великолепный" называется, чего искать? Только там половины картинок уже нет, и Лёши тоже теперь нет. Жаль!
Люди как реки (Лев Толстой)
Ольга, Надежда, Влад, спасибо!
Люди как реки (Лев Толстой)
И так ли уж далеко ушла от неё – полинезийской Венеры – европейская красавица?
Инесса, я не спец по пунктуации, но здесь надо бы запятые ставить, а не тире...
Вы хороший рассказчик.
И в прозе Вы сильнее, чем...Ну, Вы догадались)))
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Кремнёв Игорь
Очень интересно, спасибо, что познакомили с картинами +
OLEG
Игорь, тире - это моя авторская пунктуация, люблю этот знак, он выделяет смысловые блоки, и правилами русского языка не запрещено. А насчёт сильных и слабых сторон: сама пока в процессе их познания. Спасибо!
Люди как реки (Лев Толстой)
Рада, что понравилось, и - спасибо, Олег!
Люди как реки (Лев Толстой)
Инесса, у Вас это очень хорошо получилось. Я, как будто побывал на выставке ...так ярко, точно, живописно и профессионально Вы рассказали о картинах. Мне даже показалось, что я и голос Ваш слышал, такого приятного музыкального тембра. Помните, была такая актриса Бабанова (а может и не помните по своей молодости), так вот, голос почти её...Конечно +
И ещё, Инесса, у Вас явный талант гида...а Вы попробуйте...
Waldemar
Бабанову не помню, может быть, фильмы и роли назовёте, Вальдемар? Или она театральная актриса? А голос у меня, кто как говорит: приятный, кто - слишком высокий, кто - низкий. Но главное - его (голоса) надолго не хватает. Пара - тройка песен или стихов, за один раз. Так что мне проще быть рассказчиком... на бумаге (или мониторе).
Спасибо за изящный комплимент моей молодости и моему очерку!
Люди как реки (Лев Толстой)
Благодарю Вас, Инесса, за прекрасное повествование о чудесном творчестве! +
И основная мысль мне по душе!
Валентин Мечтатель