В любом стихотворном произведении важно не только содержание, но и форма, в первую очередь – размер. Размер стихотворения определяет его темп, музыку, настроение. Основные стихотворные размеры – это двухсложные ямб или хорей и трехсложные дактиль, амфибрахий и анапест. У каждого из этих размеров свой ритм, придающий стихотворению определенные особенности.
Инструкция
1. В первую очередь, чтобы определить размер, нужно прочитать стихотворение ритмично, делая силовое ударение, не обращая внимания на смысл слов, как будто выбивая барабанную дробь.
2. Напишите стихотворную строчку и подчеркните в ней все слоги (или гласные буквы), которые получились ударными. Например:
мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил
когдА не в шУтку зАнемОг…
3. Теперь посчитайте, сколько неударных слогов находится между ударными. В нашем примере на один ударный слог приходится один безударный, значит это двусложный размер – ямб или хорей. Запомните: в хорее ударение падает на первый из двух слогов, в ямбе – на второй. Значит, взятый нами пример из «Евгения Онегина» - это ямб.
Пример хорея:
мОй весЁлый звОнкий мЯч
тЫ кудА помчАлся вскАчь
Немного потренировавшись, вы научитесь определять размер стиха в уме, не отмечая ударные и безударные слоги на бумаге.
4. Точно так же различают трехсложные стихотворные размеры. Разница только в том, что в одном стопе в этом случае будет один ударный и два безударных слога. Если ударении падает на самый первый слог – этот размер называется дактиль, если на второй – амфибрахий, на третий – анапест.
Пример дактиля:
тУчки небЕсные, вЕчные стрАнники
Пример амфибрахия:
конЯ на скакУ останОвит,
в горЯщую Избу войдЁт
Пример анапеста:
Я люблЮ тебя жИзнь,
что самО по себЕ и не нОво
5. Чтобы определить количество стоп (стопа – это группа слогов, на один из которых падает ударение), то есть выяснить, трехстопный это хорей или, например, пятистопный ямб, нужно сосчитать количество ударных слогов. В примере из «Евгения Онегина» мы видим, что это четырехстопный ямб. Стихотворение С.Маршака о мяче – четырехстопный хорей.
Помните, что ударные слоги при ритмичном чтении могут не соответствовать обычному ударению в словах! Например, в слове «зАнемОг» из нашего первого примера фактическое ударение одно (на «О»), но при ритмичном чтении мы слышим и второе, на «А».
Было бы любопытно разобраться и к чему-то отнести это (со всеми размерами, стопами, охватными и перекрёстными рифмами и пр.): Вот Муза, резвая болтунья, Которую ты столь любил. Раскаялась моя шалунья, Придворный тон ее пленил; Ее всевышний осенил Своей небесной благодатью — Она духовному занятью Опасной жертвует игрой. Не [удивляйся], милый мой, Ее израельскому платью — Прости ей прежние грехи И под заветною печатью Прими [опасные] стихи.
Может кто из сведущих сделает анализ? Уж очень стишонок нравится, но чую, написан как попало.
Я не профессионал, но с этими разборами пришлось в свое время долгое дело иметь. Вроде, навык не потеряла.
Четырехстопный ямб, нигде не сбоит.
Окончания мужские-женские, а над типом рифмовки тут можно вообще не думать: перекрестная ли, опоясывающая ли, смотреть надо в катренах (в четверостишиях, то есть), а здесь одна большая строфа, поэтому можно чередовать. Глагольне рифмы в глаза бросаются, и, если уж совсем придираться, существительные в одном падеже.
Ага, спасибо, Дарина!
Глагольне рифмы в глаза бросаются, и, если уж совсем придираться, существительные в одном падеже.
Чего ещё ожидать от "сукиного сына"?..
Про окончания не понял, тоже косяк?
Про окончания не понял, тоже косяк?
Нет, я просто указала, что тут оба вида присутствуют. Это не косяк, их очень даже можно в одном стихе комбинировать.
Спасибо, Дарина! Вроде понятно.))
Загадочным образом вот это помогло мне уложить в голове размеры, стопы и прочее. Может, еще кому пригодится.
Примеры стихотворных размеров
Ямб (стихотворная двусложная стопа с ударением на втором слоге):
трехстопный ямб:
Я Вам пишу письмо,
Чего ж мне написать?..
четырехстопный ямб:
Я к Вам пишу, чего же боле,
Что я могу ещё сказать?
пятистопный ямб:
Я Вам пишу письмо, чего же боле,
Хотя мне, право, нечего сказать...
шестистопный ямб:
Я Вам опять пишу письмо, чего же боле,
И мне по-прежнему Вам нечего сказать...
Хорей (двусложная стопа с ударением на первом слоге):
трехстопный хорей:
Наша Таня плачет:
Утопила мячик
четырехстопный хорей:
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
пятистопный хорей:
Наша Таня очень громко плачет:
Сдуру утопила в речке мячик...
Дактиль (трёхсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге):
двухстопный дактиль:
Крутится шар
Над головой.
трехстопный дактиль:
Крутится, вертится шар
Прям над моей головой....
четырехстопный дактиль:
Крутится, вертится шар голубой,
Крутится, вертится над головой.
пятистопный дактиль:
Крутится, вертится бешенно шар голубой
Над от похмелья трещащей моей головой...
Амфибрахий (трёхсложная стопа с ударением на втором слоге):
двухстопный амфибрахий:
Союз нерушимый
Сплотился однажды...
трехстопный амфибрахий:
Союз нерушимый навеки
Сплотила великая Русь...
четырехстопный амфибрахий:
Союз нерушимый республик свободных
Сплотила навеки великая Русь...
пятистопный амфибрахий:
Союз нерушимый республик навеки свободных
Сплотить попыталась однажды великая Русь....
Анапест (трёхсложная стопа с ударением на последнем слоге):
двухстопный анапест:
До свиданья, медведь!
Возвращайся в свой лес.
трехстопный анапест:
До свиданья, мой ласковый мишка!
Возвращайся в свой сказочный лес.
четырехстопный анапест:
До свиданья, мой ласковый мишка! Прощай!
Возвращайся скорее в свой сказочный лес.
пятистопный анапест:
До свиданья, мой ласковый мишка! Прости и прощай!
Ты мне больше не нужен, вали-ка в свой сказочный лес.
Ну, и об окончаниях.
Клаузула (лат. clausula - заключение, концовка) — ритмическое окончание строки стиха, начинающееся с последнего ударного слога. Клазулы называются мужскими, если ударение падает на последний слог (красотá); женскими, если после последнего ударного имеется один безударный слог (красóтка); дактилическими, если имеется два безударных слога (с красóтками); гипердактилическими при наличии трёх безударных слогов (прихлóпывая, притóпывая).
Мужская клаузула:
Скажи мне, кудесник, любимец богов...
Женская клаузула:
Скажи мне, кудесник, любимец дворняжек...
Дактилическая клаузула:
Скажи мне, кудесник, любитель шампанского...
Гипердактилическая клаузула:
Скажи мне, кудесник, любитель выпендриваться...
Да, я тоже смеялась. Но действенно.
Спасибо, Катя Коротко и ясно
С самого начала раздела вкралась ошибка. Вроде как темой является размерность стиха, а разговор пошёл сразу о стиховых метрах, а не размерах. Поэтическая метрика (ямб, хорей и проч.) определяет ритмику, а не размерность.
И ещё хочу подчеркнуть неоднократно мною сказанное: для определения размерности строки нужно считать не слоги, а стопы. Иначе появляются ошибки в подсчётах по причине разного количества слогов в разных клаузулах при равном количестве стоп. Особенно это проявляется при рифмовки женского окончания с дактилическим и супердактилическим.
Ира
И ещё хочу подчеркнуть неоднократно мною сказанное: для определения размерности строки нужно считать не слоги, а стопы.
Как определить эти стопы? Покажите на примерах, пожалуйста.
А вот еще хотела спросить, у меня получилась парочка текстов (вроде бы амфибрахий и анапест), в которых каждая четная строка укорочена на стопу. Четырехстопный сменяется трехстопным размером. Так можно делать?
Екатерина, стопы уже названы выше при упоминании метров - ямб имеет двусложную стопу из одного безударного и одного ударного слога. Также выше определены и стопы остальных четырёх метров.
Изменять число стоп в строчках можно при следующих условиях: всегда, если текст не делится автором на строфы (в вольном стихе разностопие строк даже обязательно). В случае строфированного стиха можно иметь разностопие, если при этом сохраняется одинаковое строение строф.
В случае строфированного стиха можно иметь разностопие, если при этом сохраняется одинаковое строение строф.
Ага, спасибо!
Можно еще вопрос? Я тут уже не знаю в какой раз переписала стих. Сейчас это шестистопный хорей? http://www.newauthor.ru/poetry/na-sekundu
Да, это чистый шестистопный хорей.
Спасибо! Кажется потихоньку начинаю разбираться во всем этом.
Жаль, что уже несколько лет сюда, похоже, не заглядывают пользователи сайта. А некоторым из них очень нужно было бы почитать эти материалы внимательно. А то пишут якобы стихи, которые и стихами-то назвать нельзя.
И второе, нужно помнить, что всё изложенное здесь выше относится к метризованной поэтике, т.е. к стихам, написанным в системе стихосложения силлабо-тоника В тонической системе всё по другому.
Митрич, проведите конкурс с чётким заданием размера и метра. И будут заглядывать, куды деваться?)))
Загадочным образом вот это помогло мне уложить в голове размеры, стопы и прочее. Может, еще кому пригодится.
Примеры стихотворных размеров
Шикарно, Катя!
Забор на даче цена с установкой Забор на даче цена с установкой. www.zaboroff.ru |